Советское правительство поставило целью создать новую пролетарскую культуру, сформировать нового человека, вооруженного научным знанием, свободного от пережитков «буржуазной идеологии», не индивидуалиста, а коллективиста. В Конституции РСФСР государство ставило задачу — «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование», ликвидировать неграмотность, создать сеть школ, связанных с общественно-полезным трудом.
Осенью 1918 г. начата реформа народного образования по принципам трудовой школы-коммуны. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о Единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. В трудовой школе были отвергнуты такие «буржуазные пережитки» как ученическая форма, уроки, задания на дом, оценки, выпускные испытания, запрещены религиозные обряды. Название педагога «учитель» было заменено на «школьный работник» (шкраб). С целью «освобождения учительства от всех элементов, враждебных советской власти, негодных для строительства новой школы» в августе – октябре 1918 г. в школах губернии были проведены выборы на учебные и учебно-административные должности, в школьные советы.
С 1918 г. по 1 января 1921 г. в губернии открыты 172 новых школы 1-й ступени и 24 новых школы 2-й ступени. По данным переписи 1920 г. во Владимирской губернии в 1953 школах 1-й и 2-й ступеней обучалось 188 тыс. 871 учащийся. За 1918–1921 гг. школьным образованием удалось охватить 63 % населения школьного возраста от 8 до 15 лет.
Главными проблемами школ были материально-технические: не хватало выделяемых государством средств на ремонт и постройку новых школ, приобретение школьных принадлежностей и увеличение зарплат педагогам. В тяжелые 1919–1920 гг. практически все сельские школьные работники голодали, получая 3 фунта хлеба в месяц. В марте 1920 г. губернский отдел народного образования обратился в губисполком об увеличении хлебного пайка школьных работников хотя бы до 20 фунтов в месяц и выдаче каждому единовременно куска мануфактуры для пошива одежды.
Сделаны первые шаги по открытию в губернии высших учебных заведений. В 1919 г. Владимирская учительская семинария была преобразована в Институт народного образования с 4-годичным курсом для подготовки шкрабов. В г. Коврове в 1920 г. открыт Народный университет и Рабочий факультет, на котором рабочие ускоренно подготавливались для поступления в высшую школу.
Развивалась сеть средних профессиональных учебных заведений. В 1919 г. преобразованы в техникумы Владимирское Мальцовское техническое училище, Вязниковское механико-техническое училище, реорганизованы технические школы, имевшиеся в разных уездах. В январе 1921 г. открыт Муромцевский сельскохозяйственный и лесной техникум. В 1919–1920 гг. в Переславле, Мстёре, Владимире организованы государственные художественно-производственные мастерские, готовившие художников-декораторов, реставраторов живописи, мастеров художественной чеканки, гравировки и эмали, художественного шитья и вышивки.
С конца 1918 г. велась работа по расширению сети детских дошкольных учреждений в рабочих поселках при крупных промышленных заведениях, в городах и фабричных селах. Детские сады и ясли испытывали трудности с питанием, с обувью для детей (на начало 1920 г. 1 пара обуви на 15 человек), с кадрами воспитателей. В 1920 г. во Владимире были открыты губернские курсы подготовки воспитателей детского сада.
В 1920 г. в губернии развернулась борьба с неграмотностью. Весной 1920 г. в уездах был получен декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте. По данным переписи 1920 г. из 761,5 тыс. взрослого населения губернии (в возрасте от 17 до 100 лет) неграмотных было 51 %. С 1918 г. по 1 января 1921 г. в губернии открыто 1195 ликпунктов, которыми было охвачено 6,8% неграмотного населения.
Важными учреждениями новой культуры стали народные дома, рабочие и красноармейские клубы, которые в 1920 г. были объединены в единую сеть. В клубах читались просветительские лекции о беспредельном мировом пространстве, звездах и планетах, эволюции жизни на Земле, лекции по анатомии человека и животных, по разным вопросам науки и техники.
Открывались культурно-просветительные кружки, школы для взрослых, избы-читальни, профессионально-технические курсы, устраивались различные выставки. Ведомственные и народные библиотеки очищались от «старорежимной литературы», наполнялись новыми изданиями.
Огромную роль в информировании населения играли газеты, которые издавались под контролем РКП (б). Центральной губернской газетой стали «Известия Владимирского губернского и уездного Советов». На 1918 г. уездными Советами издавались свои печатные издания. С августа 1919 г. выпуск районных газет был прекращен, издательства объединены в одной «Районной газете».
Признаками новой жизни стали новые пролетарские праздники, новая русская орфография, новый счет времени по григорианскому календарю, международной системе часовых поясов и по 24-ричной системе счисления. В школах учащиеся обучались применять, кроме русской, метрическую систему мер, а также широко пропагандировать ее среди населения. В городах производились переименования улиц и площадей, убирались старые и устанавливались новые памятники. Начала развертываться работа по вовлечению женщин в общественную жизнь.
Новая советская культура носила нерелигиозный характер. Был взят курс на борьбу с религиозными пережитками и влиянием церкви. Регистрация рождений и смертей, браков и разводов велась государственными органами, из советских школ, больниц, учреждений были удалены иконы. В 1919 г. была проведена кампания по вскрытию мощей святых. Постановлением советских органов были закрыты некоторые тюремные, училищные и полковые церкви и несколько монастырей. ВМуроме решением исполкома от 28 октября 1920 г. здание Вознесенской церкви передано под Государственный спортивно-стрелковый клуб, а в Суздале исполком 29 января 1921 г. постановил закрыть теплый Сретенский храм и оборудовать в нем театр, что было сделано в 1923 г.
В 1919 г. под охрану государства были взяты важнейшие памятники древности и искусства. Начата работа по формированию музейной сети и наполнению фондов. В Вязниках 7 ноября 1918 г. открыт Художественный музей в доме Демидова, в Муроме в ноябре 1918 г. открыта картинная галерея, 1 января 1919 г. открыты Историко-археологический музей и Окская биологическая станция, а 1 апреля 1919 г. – Естественно-исторический музей, в апреле 1919 г. был открыт Переславль-Залесский народный музей, начата организация Юрьевского, Суздальского и Мстёрского музеев. В 1920 г. во Владимире начали работать губернские месячные курсы музееведения и музейной техники, на которых обучалось 25 человек.